Информатизация здравоохранения России и ее приоритеты

Информатизация — это реализация комплекса мер, на­правленных на обеспечение полного и своевременного ис­пользования достоверных знаний во всех общественно зна­чимых видах человеческой деятельности. Информатиза­ция здравоохранения — одна из составляющих этого процесса.

Целью информатизации является прогресс в здравоохранении в направлении как развития самой служ­бы, так и контроля за состоянием здоровья ее пациентов. Технологической и технической основой информатизации является созданная в здравоохранении достаточно мощ­ная сеть информационных структур, ориентированных как на медицинских работников, так и на население.
С целью концентрации усилий на приоритетных на­правлениях, координации и кооперации ключевых работ была разработана «Концепция информатизации здраво­охранения», утвержденная Минздравом РФ 29 июня 1992 г. Затем были приняты: Программа информатизации здравоохранения России на 1993-1995 годы (приказ Мин- . здрава РФ от 30.12.93 № 308), на 1996-1998 годы (при­каз Минздрава РФ от 23.04.96 № 158), программа «Ос­новные направления развития информатизации охраня здоровья населения России на 1999—2002 гг. (приказ Мин­здрава РФ от 14 июля 1999 г.).

Данные документы должны рассматриваться как ве­домственная реализация основных направлений инфор­матизации Российской Федерации, обобщенные в Феде­ральной целевой программе «Электронная Россия» на 2002-2010 г.

Эти руководящие документы формулируют цели, на­мечают пути и направления информатизации, определя­ют приоритетность задач и проектов, решение и реализа­ция которых ведут к ускорению процесса информатиза­ции здравоохранения.

Главная цель информатизации в Концепции сформу­лирована как создание новых информационных техноло­гий в здравоохранении.

Основными направлениями при этом являются:

  • создание системы комплексного, научно обоснован­ного анализа динамики состояния здоровья населе­ния в связи с различными социальными, экономи­ческими и экологическими факторами;
  • разработка на основе компьютерной технологии национальных научно-практических программ борь­бы с основными заболеваниями;
  • увеличение производительности труда медицинских работников для повышения качества лечебно-диаг­ностического процесса;
  • повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Первым приоритетным проектом программы информа­тизации является мониторинг здоровья населения. При любой организации здравоохранения с течением времени роль профилактической медицины будет возрастать, так как при всех подходах, в том числе и в экономическом, это направление позволит перейти к реальному повыше­нию уровня здоровья на основе объективных данных. Подобный подход можно реализовать сегодня, опираясь на компьютерные технологии и достижения современной отечественной и мировой профилактической медицины.

Мониторинг здоровья — это система оперативного сле­жения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы (Концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населе­ния России).

Главной задачей создания системы мониторинга здо­ровья населения является организация на базе новых ком­пьютерных технологий государственной межотраслевой си­стемы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку общественного здо­ровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение-

Вторым приоритетным проектом программы информа­тизации является создание единого информационного про­странства отрасли

Информационная среда — совокупность информацион­ных технологий, информация, реализуемая, главным об­разом, в компьютерных системах, которые обеспечивают функционирование объектов, органов управления и от­дельных пользователей, связанных со здравоохранением и медициной. Конечной целью проектирования информа­ционной среды является создание единого прозрачного ин­формационного пространства, в котором все заинтересо­ванные пользователи имеют доступ к необходимой инфор­мации.

Информационная инфраструктура —- совокупность тех­нических, программных, информационных, организаци- -онных, экономических, правовых, нормативных и дру­гих средств и методов, создающих условия для эффектив­ной информатизации.

Третьим приоритетом программы информатизации яв­ляется развитие единой телекоммуникационной сети.

Перспективными проектами, включеными в Програм­му информатизации на 1999-2002 годы, являются:

  • расширение единого информационного пространства отрасли;
  • внедрение компьютерных технологий в диагности­ку и лечение;
  • автоматизация управленческой деятельности учреж­дений;
  • развитие современных технологий связи и телеко­ммуникаций между учреждениями здравоохранения отрасли;
  • разработка и внедрение телемедицинских техноло­гий в процессы консультаций, диагностики и лече­ния, а также обучения.

Информатизация, создание информационной инфра­структуры должны осуществляться в соответствии с дей­ствующей структурой управления отраслью.

Особенностью Российского здравоохранения являётся сохранение достаточно выраженной централизации в управлении, в частности на региональном уровне. Прак­тически вся стационарная помощь и значительная часть специализированной сети обычно подведомственны непос­редственно региональному Комитету по здравоохранению. В ведении районных органов управления здравоохранением находятся в основном лишь амбулаторно-поликлиничес- кие учреждения, не считая диагностических центров ре­гионального подчинения. При этом даже районные ЛПУ являются, по существу, региональными структурами, под­чиняясь по вертикали, как и Комитет по здравоохране­нию, Администрации региона.

Такой централизации управления должна естественным образом соответствовать и централизация информацион­ного обеспечения системы здравоохранения.

В настоящее время информационная инфраструктура здравоохранения России формируется на государственном (федеральном), региональном, территориальном и учреж­денческом уровнях. В перспективе речь идет о создании так называемой корпоративной (ведомственной) информа­ционной системы, непосредственно объединяющей инфор­мационные ресурсы ЛПУ (как отдельные компьютеры так и локальные вычислительные сети) и органов управления здравоохранением с использованием федеральных и мест­ных телекоммуникационных сетей.

В ходе реализации Программы информатизации здра­воохранения России и на основе ее положений разрабаты­
ваются региональные концепции и программы информа­тизации здравоохранения. Причем здесь приоритетным становится создание единого информационного простран­ства системы здравоохранения региона.