Проблемы информатизации экономики в России

Процессы, связанные с информатизацией экономики России, имеют своеобразную историю. Ее первый этап проходил в условиях административно-командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Прежде всего необходимо отметить, что в 70-е и 80-е годы процессы, повышавшие уровень информатизации, базировался в основном на производстве собственной вычислительной техники, которая по своим параметрам уступала зарубежным аналогам и была несовместима с импортной техникой.

Идеологическое давление, монополия на информацию делали в то время невозможным развитие общедоступных банков данных и появление негосударственных источников информации. Внедрение информационных технологии диктовалось скорее идеологическими мотивами, чем экономической заинтересованностью. В то время как на Западе информационные технологии в производстве и управлении приносили миллионные прибыли, в 1988 году в СССР срок окупаемости промышленных роботов и гибких производственных систем за счет дополнительной прибыли составляли по Минавтопрому — 38 лет, Минтяжмашу — 196 лет. В последние десятилетие существования СССР, когда в экономике усиливался кризис, делались попытки проведения информатизации “сверху”. В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации. Однако общая не восприимчивость хозяйственной системы к техническому прогрессу сделал эти попытки мало эффективными.

В годы перестройки была разрушена государственная монополи на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок информатизации нашей экономики. Представляется, что в настоящее время в России действует ряд факторов, делающих неизбежным дальнейшее развитее информатизации экономических отношений. Во-первых, это становление и развитие рынка, по природе своей представляющего коммуникативную систему и требующего адекватных своей сущности средств информатизации. Информатизация является естественной потребностью рынка, условием выживания и успешного функционирования рыночных структур. Во- вторых, — интенсификация международных экономических отношений связей России, которые требуют создание не просто рынка, а рынка “совместимого” с рыночными системами промышленно развитых стран, снабженного всеми атрибутами рынка постиндустриального общества.

Этот новый этап информатизации экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего, информатизация развивается “снизу”. Практически все, что сделано в этой области в России в последние время, достигнуто без прямого государственного вмешательства. Буквально за считанные годы коммерческие структуры обеспечили ввоз и распространение информационной техники, программного обеспечения. В нашей стране появился широкий круг потребителей современных вычислительных средств и средств коммуникации. Впечатляют достижения в области информатизации банковского дела, значительно увеличилось потребление информационных товаров бытового назначения. В то же время в условиях жесткой конкуренции с зарубежными фирмами сокращается производство собственной информационной техники.

Хотя на сегодняшний день наиболее заметные результаты в информатизации в России достигнуты за счет деятельности негосударственных рыночных структур, дальнейший прогресс в это области возможен лишь при государственной поддержке. Последняя характерна и для стран развитой рыночной экономики. Так, с середины 80-х годов в ряде стран были приняты “большие программы” в области развития информационной техники технологии. Начало ускорения информатизации на основе государственных программ было положено в Японией, и в дальнейшем “программная волна” захлестнула США и Западную Европу. Государственные программы предусматривали различные меры по ее поддержке — от прямого государственного финансирования конкретны проектов до регулирования с помощью налогов и других экономических метолов. Мировой опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики оздоровления экономики и решения важных социальных проблем.

Основные направления государственной политики в сфере информатизации в России определены Указом Президента РФ “Об основах государственной политики в сфере информатизации”. В их числе: создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; формирование и защита информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации; обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованием; формирование и осуществления единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному уровню; поддержка проектов информатизации, обеспечивающих развитие информационных сетей систем; привлечение иностранных инвестиций в данную сферу и создание механизмов стимуляции негосударственных структур в разработке и реализации проектов информатизации. В данном Указе “оборонительные” меры обеспечивающие интересы России в области информатизации, сочетаются с косвенными (в основном косвенными) мерами стимулирования ее стимулирования. Однако долгое кризисное состояние российской экономики не позволяет надеяться на то, что государство возьмет на себя прямое финансирование проектов в необходимом объеме. Сегодня первоначальная задача в области информатизации в России — сохранение национальных ресурсов и создание условий для их нормального воспроизводства. Важная часть национальных информационных ресурсов — накопленная нацией информация различного назначения: достижения фундаментальных и прикладных наук, технологии, произведения литературы и искусства, которые прежде всего нуждаются в правовой защите. Другая часть информационных ресурсов — информация, которой располагают люди как носители определенных знаний, умений, навыков. Сохранение и воспроизводство такой личностной информации зависит от решения всего комплекса социально-экономических проблем, с которыми связана эмиграция, утечка умов из России. Обе составные части национальных информационных ресурсов воспроизводятся прежде всего системой образования, которая в настоящие время испытывает серьезные трудности. По данным социологических исследований, наибольший урон высшая школа несет от “внутренней” эмиграции, перехода преподавателей, студентов, выпускников вузов в иные сферы деятельности, зачастую не связанные с их профессией, но более высокооплачиваемые.

Рост числа филиалов иностранных фирм в России и совместных предприятий делает возможным неуловимый экспорт информации, что в итоге может привести к “информационному колониализму”, бесконтрольному использованию высококвалифицированных специалистов и их достижений.

Имеется и положительный опыт сотрудничества российских и зарубежных фирм в области информатизации. Осуществляется ряд крупных проектов с участием фирм США, Германии, Великобритании, Дании, Японии. Главный проект — включение России в глобальную сеть электронных коммуникаций связи: строительство оптоволоконных и радиорелейных линий связи общей протяженностью около 20 тыс. км.

К сожалению, наша страна находится в положение “догоняющей”. На данном этапе Россия выступает в основном как пассивный потребитель готовых информационных технологий и товаров. Представляется, что рассекречивание ряда военных разработок и передача их гражданским отраслям, а также использование положительного опыта промышленно развитых стран в области информатизации (например, создание технополисов) помогли бы нам найти пути выхода на мировой рынок информационных товаров, услуг и технологий.