Информатизация образования: проблемы и перспективы.

А. С. Петрова | Ю. В. Афанасьева | Н. Н. Левкина

В социальной сфере России реформирование основано на координированной деятельности всех субъектов, то есть выбран второй путь развития. При этом внедряются и элементы рыночных механизмов, требующих, в свою очередь предоставления большей свободы и инициативы всем субъектам, оказывающим социальные услуги.

На сегодняшний день процесс информатизации в нашей стране достиг такого уровня, что под его воздействием изменяется социальная система и социальная структура: создаются условия для интенсивного, целенаправленного применения информационных технологий в общественной жизни, реализуется целая череда мероприятий по информатизации социальной инфраструктуры в рамках федеральных и областных проектов. приоритетных государственных программ, информационного законодательства. Вместе с тем. данный
процесс в Российской Федерации сейчас во многом имеет неконтролируемый характер, вследствие чего го-сударством упускается возможность его использования в целях уменьшения степени информационного неравенства, увеличения гражданской активности, духовного и культурного возрождения общества, достижения общественной устойчивости.

Активное использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, поскольку образовательный процесс становится более гибким, интенсивным, обеспечивает индивидуальный подход; обучающиеся могут более продуктивно заниматься самоподготовкой к учебным занятиям, усвоением изученного и получением дополнительного учебного материала, закреплением необходимых умений и навыков; преподаватели и обучающиеся могут более эффективно заниматься исследовательской деятельностью; преподаватели и учебные заведения получают возможность совершенствования процесса преподавания. обмена передовым педагогическим опытом.

На сегодняшний момент процедура внедрения и применения информационных технологий в образовании в России существенно тормозится и реализуется неравномерно из-за ряда проблем, исследование и классификация которых весьма важны с точки зрения необходимости их результативного решения. К основным трудностям процесса информатизации образовательной среды относят:

1) повышение общественного неравенства, так как приобретение дорогой техники доступно не всем:
2) угрозу уменьшения значимости устной и письменной речи, так как в новейших разработках в основном доминирует звук и изображение;
3) бездействие в процессе освоения данных, так как у создателей программ имеется желание сделать свой материал обычным и не требующим особых усилий;
4) угрозу снижения уровня социализации личности, т.е. внезапное уменьшение времени присутствия среди других людей и общения с ними, посещения социальных и культурных мероприятий, театров, музеев.

К важным проблемам введения информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, ограничивающим, по мнению ряда исследователей. модернизацию отечественного образования, можно отнести также:

1) неподготовленность преподавателей к информатизации образования: как психологическая, так и в силу недостаточного владения информационными технологиями:
2) недостаток методических материалов по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
3) низкий уровень обеспеченности образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
4) недостаток специалистов, одинаково владеющих технологиями обучения, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем считаться лидером в коллективе; специалистов, способных привлечь коллектив к внедрению информационных технологий в образовательную сферу

Таким образом, все более активное использование информационных технологий в образовательном процессе сопряжено с рядом негативных последствий, в т. ч.:

  • дефицит «живого» общения и, как следствие, возможные трудности в последующей социализации и профессиональной деятельности: проблемы формирования навыков формулирования и выражения своих мыслей, ведения диалога и др.;
  • наличие в сети Интернет огромного массива готовых работ (докладов, рефератов, курсовых и контрольных работ, дипломов, проектов, решебников и т. п.) снижает эффективность обучения и воспитания обучающихся;
  • избыток информации, зачастую представленной бессистемно, включающей недостоверные и устаревшие сведения, может отвлекать внимание от учебы, снизить мотивацию и интерес обучающихся, вызвать информационную перегрузку и в результате проблемы со здоровьем, прежде всего, психическим.

Вместе с тем, становится очевидным то обстоятельство. что формирование системы образования будет осуществляться неразрывно с информатизацией всего общества. Реальност ь настоящего времени такова, что регуляр-ио увеличивается необходимость в использовании новых достижений в сфере информационных технологий и в образовательной сфере. Именно поэтому следует уделять особое внимание перспективным тенденциям и формам обучения с применением информационных технологий.

Нанрнмер. все большую популярность приобретают концепции мобильного обучения (m-leaming) и мобильного тестирования, к примеру, в виде SMS-тесгнрова-ння. Увеличение количества карманных персональных компьютеров, смартфонов, планшетов и других беспроводных устройств справедливо приводит к необходимости использования мобильной связи в обучении.

Продолжают совершенствоваться такие новейшие виды информационных технологий, как теле- и видеоконференции. Телеконференция дает возможность педагогу и обучающимся, находящимся на расстоянии друг от друга, осуществлять учебный процесс, близкий к традиционному, ор1анизовывать групповую деятельность обучающихся, пребывающих в разных населенных пунктах, использовать в учебном процессе деловые шры. мозговой штурм и др. Все перечисленное становится возможным вследствие реализации виртуального класса на базе телеконференций, представляющего собой один из видов дистанционного обучения.

По мнению ряда специалистов, дистанционное обучение является более продвинутой образовательной технологией по сравнению с заочным обучением. Сохраняя основные плюсы заочного обучения — способность обучаться на дому, в комфортное для себя время и независимо от места проживания, — дистанционное обучение имеет огромную гибкость и интерактивность. В то время, как заочные курсы работают согласно расписанию, дистанционный курс может начаться в любой момент по желанию учащегося, сроки обучения не установлены конкретно, и обучающийся сам выбирает для себя подходящий темп работы. Дистанционный педагог постоянно досгупен но электронной почте и готов дать ответ ы на всевозможные появляющиеся у учащегося вопросы.

Вместе с тем. активное применение сети Интернет н информационных технологий в ходе учебного процесса требует формирования новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организацион-ных форм учебной деятельности и переподготовки педагогических кадров.

Таким образом, в современных условиях информационные технологии выступают как технические средства разрешения основных вопросов в период развития
новых общественно-экономических условий жизни общества. Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, данный процесс
сопряжен с целым рядом проблем, в решении которых необходимо активное участие государства и всех участников образовательною процесса.