Цифровизация в современном высшем учебном заведении

Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и системы образования. Целью данного исследования является анализ тенденций развития диджитализации в современном высшем учебном заведении, перспективы их взаимодействия, взаимовлияния.

Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором сделан вывод, что в России, согласно современным потребностям, запросам и интересам населения, идет качественный процесс развития цифровизации высшего образования.

Реалии развития современного мира, цифровизация всех сфер жизни общества, бесспорно, стали предпосылками к внедрению диджитализации в сферу образования, особенно в высшие учебные заведения. Полная диджитализация государства свидетельствует о необходимости модернизации системы образования.

Практики внедрения цифровых технологий затрагивают не только новшества в оснащении учебного процесса, но и модернизацию направлений научно-исследовательской деятельности. Самое важное, что у ключевых высших учебных заведений появилось не только понимание, но и фактическая цифровая трансформация самого образовательного процесса как разработка и проведение приема абитуриентов на обучение по новым программам высшего образования и качественное совершенствование уже действующих положительно зарекомендовавших себя программ.

Сегодня мы можем говорить о том, что цифровые технологии — это уникальный механизм для разностороннего развития современного высшего учебного заведения. Создана возможность для быстрого обмена опытом и знаниями, адаптации онлайн-обучения, развития цифровых библиотек и цифровых кампусов, расширяется круг субъектов, получающих уникальную информацию, которая раньше была доступна только для узкого круга экспертов и ученых. Благодаря цифровым технологиям мы с уверенностью можем говорить о глобализации научного мира и активном развитии академической мобильности. Безусловно, в условиях беспрецедентной модернизации современный университет обязан адаптироваться для сохранения своих уникальных качеств и конкурентных преимуществ, грамотно выстроить стратегию своего развития, направлений экспертных разработок и научно-исследовательской модели развития.

Перспективным направлением интеграции высших учебных заведений в международное образовательное пространство является привлечение иностранных экспертов и студентов, открытие международных кампусов, усиление программ академической мобильности для ученых и обучающихся.

Стоит особо подчеркнуть, что тренды глобализации и увеличение доли онлайн-сегмен-та образовательных услуг в сфере дополнительного образования могут кардинально изменить традиционную систему. Цифровые образовательные ресурсы становятся базой для развития информационных услуг в сфере образования. При этом стоит обратить внимание, что особая востребованность в плане диджи-тализации системы обучения проявляется именно в системе дополнительного образования, будь то профессиональное повышение квалификации или изучение нового иностранного языка.

Когда мы говорим о получении первого, базового высшего образования, в современном университете должно присутствовать сочетание как современных информационных технологий, так и прямого общения обучающихся с преподавателями, экспертами, ученными. Достаточно продуктивно было бы заменить стандартный набор теоретических лекций на он-лайн-продукты, увеличив количество часов, направленных на закрепление материала, развитие практической и проектной деятельности обучающихся.

Особую роль в стратегическом обновлении современного вуза, естественно, сыграет и цифровая трансформация. Мы должны говорить не только о переоснащении /Г-ресурсов, но и о своеобразной перезагрузке человеческого потенциала, апгрейде профессионального капитала, осовременивании корпоративной культуры, социализации, коммуникации учебного заведения, оптимизации всех его внутренних процессов.

Самое главное, что сегодня должно быть на повестке дня, — это соблюдение принципов срочности, своевременности и эффективности принимаемых решений. Цифровизация должна привнести большую адаптированность вуза для целевой аудитории, что не только сделает его более конкурентоспособным на рынке образования, так и создаст дополнительные ценности для студентов.

Следует обратить внимание и на такой важнейший ожидаемый результат цифровизации внутренних процессов, как рост увеличения эффективности взаимодействия всех подразделений. Качественная модернизация внутреннего содержания является неотъемлемым элементом тех масштабных инновационных преобразований, о которых мы сегодня говорим.

Безусловно, сегодня актуальным является вопрос разработки базовой модели компетенций современного профессионала в сфере цифровизации, определение перечня ключевых компетенций и механизмов их актуализации, в том числе с учетом региональных особенностей и фиксации персональной траектории развития обучающегося.

Для каждого вуза должно стать крайне важным осуществление подготовки, переподготовки и обучения специалистов (включая руководителей организаций и предприятий) по профильным компетенциям в сфере цифровизации.

В условиях глобализации современного научного мира мы, бесспорно, должны говорить о создании и апробации деятельности экспертных центров диджитализации совместно с ведущими региональными и российскими компаниями.

Внимание необходимо направить и на разработку и апробацию учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для углубленного изучения математики, информатики, финансовой математики и цифровой экономики.

Развитие цифрового высшего учебного заведения обязательно должно сопровождаться мониторингом потребностей современного производственного рынка, внедрением и актуализацией образовательных программ всех уровней в соответствии с требованиями к ключевым компетенциям диджитализации для каждого уровня образования, обеспечения их преемственности.

Говоря о цифровизации высшего учебного заведения, мы имеем в виду не только

IT-университеты. Диджитализация должна принципиально коснуться всех вузов: медицинского профиля, экономического, юридического, естественно-научных. Упор на необходимость наличия у врача знаний IT-технологий, у экономиста и юриста — навыков в сфере диджитализации позволит вывести российское образование на качественно новый уровень.

Так, во время расследований или принятия мер по противодействию криминализации рынка ценных бумаг современный молодой профессионал должен обладать навыками как экономиста, так и юриста и IT-специалиста. Особое внимание стоит уделять и диджитализации в сфере инвестиционной безопасности.

Для развития России как мировой современной державы особое внимание стоит уделять развитию цифровых технологий в медицине, экономике, производстве. Для инновационной деятельности необходимы специалисты соответствующего уровня профессионализма, как новые выпускники, так и действующие практики, обладающие уникальными новыми знаниями.