Подписка на RSS-ленту
последние обновления
новостей и публикаций сайта


Высшее образование 2.0. или как демографический кризис отражается на маркетинговой деятельности ВУЗов

Руководитель отдела развития, инвестиций и маркетинга ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Екатерина Ровнова рассказала новостному порталу adnote.ru о том, зачем и как ВУЗ привлекает клиентов.

С весны ПГСГА начала активную рекламную и PR-деятельность. С чем это связано? Какие цели преследуются? Что является главной задачей?

Словосочетание «демографическая яма» настолько часто произносится в последнее время, что уже перестало резать слух. Между тем спад рождаемости начала 90-х сегодня обернулся реальными проблемами для высших учебных заведений. Государство планомерно сокращает число бюджетных мест, перераспределяет их между специальностями, полагаясь на прогнозы развития общества и политику инновационного развития экономики. В такой ситуации высшие учебные заведения столкнулись с активной межвузовской конкуренцией. Сложнее всего коммерческим ВУЗам и филиалам государственных университетов, в которых обучение ведется только на коммерческой основе. Государственным же ВУЗам, несмотря на наличие бюджетных мест, приходится бороться за каждого абитуриента.

Это не пустые слова и не сгущение красок. Это реальность, причем это нормальная ситуация для страны с рыночной экономикой. Ведь, по сути, ВУЗы ничем не отличаются от обычных организаций: это юридические лица, предоставляющие услуги в сфере высшего образования. Конечно, с точки зрения маркетинга, услуга необычная. Во-первых, она длительная по времени (в отличие от услуг салона красоты). Во-вторых, результат оказания услуг зависит не только от качества их предоставления, но возможностей и желания самого клиента, макрофакторов (экономический кризис и т.д.). После окончания оказания услуг результат не очевиден (как в медицинских услугах) и критерии оценки результата могут быть различными. В-третьих, клиентами ВУЗов являются не только абитуриенты, но и их родители. Причем решение о выборе места обучения принимается совместно. И, наконец, сами ВУЗы привыкли жить понятиями советского времени, когда не было необходимости заботиться о наборе (по сути, заниматься продажами). До сих пор среди представителей государственных учебных заведений бытует мнение, что абитуриенты придут к ним сами, надо только ждать.

В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии отдел маркетинга существует с 2001 года. В разное время отдел занимался непосредственно работой в месте продаж (приемной комиссии), развитием дополнительных услуг ВУЗа (гарантированное заселение в общежитие, бесплатный Wi-Fi, корпоративная электронная почта). Сегодня в функционал отдела входят стратегическое планирование маркетинговой деятельности, ценообразование, проведение маркетинговых исследований (потребительские предпочтения, запоминаемость рекламных сообщений и т.д.), медиапланирование, разработка рекламных кампаний, проведение PR-акций, внутренний маркетинг, информационное сопровождение деятельности вуза.

Какие виды продвижения использует ВУЗ?

Ориентируясь на результаты проведенных маркетинговых исследований, в 2010 году мы сделали упор на информационную и рекламную кампании (в том числе в сети Интернет) с акцентом на продвижение эмоциональной составляющей услуги. Поэтому в городе появились баннеры и плакаты сити-формата с изображением настоящих студентов Академии с разных факультетов. Реклама отражает направления, по которым ВУЗ готовит специалистов и характеризуете активную жизнь студентов.

Идея рекламы принадлежит коллективу отдела маркетинга ПГСГА, им же выполнен рекламный дизайн.

18x18_futbol1 18x18_ino

18x18_skripka 18x18_zhurnaljugi

Некоторым жителям города наши баннеры настолько понравились, что они даже… украли баннер с изображением студентов музыкального отделения Факультета художественного образования. Это могли сделать дачники в погоне за бесплатным материалом для тентов, но нам больше нравится романтическая версия, что злоумышленник был очарован красотой и талантом наших девушек.

baner3x6_bajan

Не меньший резонанс вызвала реклама на транспорте, выполненная в виде облака тэгов и рассчитанная исключительно на молодежную аудиторию, способную воспринять слоган «Высшее образование 2.0.» В реализации наружной рекламы нам помогало рекламное агентство «Абсолют».

dsc05092_56_2

Прокомментируйте ваше присутствие в сети Интернет

Огромное внимание мы уделяем интернет-сайту академии, который представляет из себя систему интернет-ресурсов:
www.pgsga.ru
abiturient.pgsga.ru
museum.pgsga.ru
cambridge5.pgsga.ru
http://grants.pgsga.ru/ и т.д.

В прошлом году была проведена модернизация основного сайта. Он был перестроен «под посетителя». Помимо разделения информации по областям деятельности ВУЗа, посетителям предлагается информация, сгруппированная по интересам и потребностям (разделы «Абитуриентам», «Студентам», «Выпускникам», «Сотрудникам», «Партнерам»). Работа над юзабилити сайта ведется постоянно. В дополнение к этому используется продвижение в поисковых системах (с помощью самарской компании «Сабит»), создаются официальные странички академии в социальных сетях.

Посещаемость сайта составляет порядка 1 000 человек в день в течение года. В период продаж повышается до полутора тысяч. Наиболее популярные в это время ресурсы – это страничка приемной комиссии, на которой ежедневно обновляются рейтинги абитуриентов, приказы о зачислении и пр., и форум, где абитуриенты задают интересующие их вопросы и получают компетентные ответы. Надо отметить, что отвечают на вопросы посетителей не системные администраторы, а сотрудники отдела маркетинга и непосредственно ответственный секретарь приемной комиссии, проректор по заочному и дополнительному образованию, кандидат исторических наук, доцент А.Б. Щелков.

В этом году на сайте появилась новая услуга – он-лайн-консультант. В эффективности этого нововведения мы убедились во время прошедшей приемной кампании.

Для нас стало приятным сюрпризом, что по данным Общественной палаты и РИА НОВОСТИ, наш сайт занял 1 место в рейтинге прозрачности сайтов государственных ВУЗов, намного опередив другие поволжские образовательные учреждения. Всего в рейтинге принимали участие более 500 российских ВУЗов. Основным критерием была своевременность предоставления информации, позволяющей абитуриентам ориентироваться в ходе приемной кампании. В начале года Интернет-ресурс ПГСГА уже выиграл титул «Золотой сайт 2009» среди вузов федерального округа во всероссийском Интернет конкурсе.

На данный момент результаты уже видны?

На сегодняшний день прием на бюджетные места завершен. Несмотря на пресловутую демографическую яму, прием прошел для нас успешно. Мы полностью закрыли все бюджетные места. Сейчас производится прием документов для обучения на платной основе.

Мы считаем, что это результат объединенных усилий факультетов, центра довузовской подготовки, приемной комиссии и отдела маркетинга в борьбе за клиентов.

У вас есть мнение? Оставьте свой отзыв:

Имя *
Почта *
сайт